ЦИТАТА МЕСЯЦА

"Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник". М.А.Шолохов

суббота, 26 апреля 2025 г.

Давайте обсуждать прочитанные книги

 В детях - все величайшие возможности.

Л.Н.Толстой

Крылова, Н.Б., Александрова, Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001.

     Авторы "Очерков..." пытаются посмотреть на развитие образования нетрадиционно, по-новому осмысливая известные и малоизвестные идеи и факты истории и практики свободных, независимых школ. В книге рассказывается об альтернативных формах организации индивидуального образования и сотрудничества детей и взрослых и о широких возможностях реальной модернизации современной школы. Вводится и обосновывается понятие "понимающей педагогики", в которой обобщаются многие принципы гуманистической философии образования.

      "...
      Педагогика свободы требует от взрослого большого терпения и мастерства, больших знаний и нравственных сил, большей любви и уважения к личности ребёнка, большей заботы и искренней поддержки всех сигналов внутреннего роста.
      Педагогика воздействия и принуждения проще: здесь надо выдерживать свой характер, показать превосходство, где надо - употребить власть и даже прикрикнуть, не дать сесть на шею, подключить коллектив, провести нужные мероприятия и при каждом случае учить окружающих жить.
...
...это - именно противоречие, которое необходимо научиться преодолевать, если мы хотим сделать образование адекватным демократическому обществу.
...
     Другое фундаментальное противоречие вызвано двойственной позицией ребёнка в отношении к образованию, школе и учителю. С одной стороны, ребёнка тянет к образованию как узнаванию нового и интересного, он скучает по школьным друзьям, если долго их не видит, он любит некоторых из учителей (тех, с которыми у него наладилось нормальное, нравственное общение). С другой стороны, он явно тяготится общим обучением, бесконечными заданиями, в которых не видит смысла, стандартными ответами у доски, плохими отметками, окриками учителя. Он ненавидит школу (даже заболевает, когда его принуждают ходить в неё регулярно), он ненавидит многих из учителей, вплоть до того, что в мыслях желает им зла. Отсюда - начала асоциального поведения, в котором виноваты не только семья и дурная социальная среда, но и принуждающая школа. И это ни для кого не секрет, хотя все об этом стыдливо молчат.
     Преодоление фундаментальных противоречий образования возможно только в условиях соединения в отношениях взрослого и ребёнка трёх основных ценностей - свободы, сотрудничества и поддержки.
     Понимающей педагогика станет только в том случае, когда эти ценности не будут действовать в образовании случайно, выборочно и в отрыве друг от друга, а начнут реализовываться совместно. Это означает, что поддержка ребёнка бессмысленна вне сотрудничества, а сотрудничество взрослого и ребёнка невозможно без свободы, а сама свобода достижима только в рамках поддержки и сотрудничества. И всё это вместе обеспечивается гражданским обществом и государством, создающими демократические условия образования в школе.
...
Рудольф Штейнер (1861-1925), известный австрийский педагог и философ-антропософ. Он считал, что воспитание, которое может быть понято только на основе его теории медитативного мышления, - есть творческий процесс превращений и преображений в человеке его "свободного духа", интеллектуальных и душевных способностей. Идеи антропософии были воссозданы им в педагогической системе.
...
Мария Монтессори (1870-1952). Девиз Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".
...
Януш Корчак (Генрик Гольшмидте), великий педагог и ДЕТСКИЙ писатель. О нём вспоминают как о тихом докторе, жившем в созданном им в 1911 г. "Доме сирот", на мансарде, с широким подоконником, на котором можно было увидеть крошки хлеба для птиц. В эту комнату приходили дети и стояли у открытого окна, они нуждались и в просторе, и в человеческом участии. С этими детьми он ушел из жизни в фашистском концлагере, не захотев их оставить одних в этот страшный момент...
     Работы Корчака невозможно пересказывать. Его надо читать и перечитывать. В книгах педагога (начиная с первых - "Современная школа", 1905 г., и "Школа жизни", 1908 г.) множество примеров с комментариями. Вот история о том, как взрослый ломает волю ребёнка, подчиняя себе. А вот история взаимодействия с ребёнком, которой Корчак даёт свой комментарий. 
...
     В своей работе он помогал воспитанникам наметить план действий - как познать себя, какие приложить усилия, как искать свой путь в жизни, используя при этом не деспотичные распоряжения и навязанную дисциплину, не недоверчивый контроль, а тактичную договорённность, веру в существующий опыт ребёнка, сотрудничество и совместную жизнь.
...почтовый ящик и дневник воспитателя...С.157
...
Станислав Феофилович Шацкий (1878-1934), приверженец содействующего типа взаимодействия с детьми, в котором педагог помогает, но не направляет, а ребёнок действует самостоятельно.
...
Школьное образование и бедность....Дипломы не делают наших детей и их жизнь лучше. ...
- преодолеть членение работы на "хорошие" и "плохие" виды;
- изменить саму форму пирамиды профессий, повышая качество работы;
- разными способами сделать все работы интересными;
- расширить контроль самих работников за своей сферой деятельности;
- усовершенствовать принципы оплаты труда, сблизив крайние показатели;
- избавляться от механичности труда, поскольку происходит превращение людей в придатки машин;
- дать возможность детям выполнять простую работу;
короче, основная задача состоит в том, чтобы сделать работу более гуманной, разнообразной и интересной. С.257
...
Повышение уровня грамотности посредством развития чтения в начальной школе и раннего чтения в целом. Ставится цель на общегосударственном уровне повысить качество обучения чтению, которое будет гарантировать каждому ребёнку умение читать к третьему классу. С.331
...

Более внимательно ознакомиться с данной книгой вы сможете взяв ее у нас. Библиотека