Функциональная грамотность

       Учимся для жизни!

      Функциональная грамотность - это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых вы можете оказаться в реальной жизни.

     Начнем с читательской грамотности. Мы учимся читать всю жизнь. Читательская грамотность - это способность понимать самые разные тексты, оценивать полученную информацию и использовать новые знания в учёбе и жизни.

     Читательская грамотность начинается уже тогда, когда мы решаем, какой текст или книга нам нужны, выбираем сайты, на которые стоит зайти, и пропускаем сайты, на которых нужной информации, скорее всего, не будет или она будет недостоверна.

      Читательская грамотность - это способность верно понимать и значение незнакомых слов в тексте, и чувства героев произведений, и мысли автора. Она проявляется и тогда, когда мы размышляем, как устроен текст, как автор строит свои рассуждения, какие цели он преследует, например хочет что-то разъяснить или пытается навязать нам какую-то услугу. Грамотный читатель проникает в те смыслы, которые заложены в текст, а они не всегда на поверхности.

     И наконец, читательская грамотность немыслима без умения высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам и применять сведения, которые получили из текста, в реальной жизни: рационально спланировать маршрут путешествия, купить билет на поезд, выбрав хорошие места, разобраться, как подать работу на конкурс.

     Работа читателя не менее трудна, чем работа автора.

Читаем текст

Большой толковый словарь. Сизифов труд, сизифова работа. Об изнурительном и бесполезном труде. По имени древнегреческого мифического царя Сизифа, осуждённого богами вечно вкатывать на гору камень, который, достигнув вершины, каждый раз скатывается обратно вниз. 

Сизиф 
Ф.Кривин
      Он катил на гору свой камень.
      Он поднимал его до самой вершины, но камень опять скатывался вниз, и всё начиналось снова.
     Тогда он пошёл на хитрость.
     Он взял щепочку, подложил её под камень, и камень остался лежать на вершине.
     Впервые за много веков он свободно вздохнул. Он вытер пот со лба и сел в стороне, глядя на дело рук своих.
     Камень лежал на вершине горы, а он сидел и думал, что труд его был не напрасен, и был очень доволен собой.
     Один за одним проходили века, и всё так же стояла гора и лежал камень, и он сидел, погружённый в мысли о том, что труд его был не напрасен. Ничто не менялось вокруг. Сегодня было то, что вчера. Завтра будет то, что сегодня.
      У него отекли ноги и онемела спина. Ему стало казаться, что если он ещё немного так посидит, то и сам превратиться в камень.
     Он встал и полез на гору. Он вытащил щепочку, и каменьс шумом покатился вниз, а он бежал за ним, прыгая с уступа на уступ и чувствуя прилив новых сил.
     У подножия горы он догнал камень и остановил его. Потом поплевал на руки и покатил камень вверх, к вершине горы...

Выполняем задания
1. В чём смысл общеизвестного мифа о Сизифе? Отметьте один правильный ответ.
1) за все свои поступки приходиться расплачиваться
2) бессмысленный труд - самое тяжкое наказание
3) и царям приходиться много работать
4) труд необходим любому человеку

2. Мог ли камень не скатиться с вершины горы в мифе о Сизифе? Дайте ответ "да" или "нет" и объясните его.
Ответ_______________

3. Выберите ту часть рассказа Ф.Кривина, где писатель перескзывает миф о Сизифе, и запишите её номер.
(1) Он катил на гору свой камень.
Он поднимал его до самой вершины, но камень опять скатывался вниз, и всё начиналось снова.
(2) Тогда он пошёл на хитрость.
Он взял щепочку, подложил её под камень, и камень остался лежать на вершине.
Впервые за много веков он свободно вздохнул. Он вытер пот со лба и сел в стороне, глядя на дело рук своих.
Камень лежал на вершине горы, а он сидел и думал, что труд его был не напрасен, и был очень доволен собой.
(3) Один за другим проходили века, и всё так же стояла гора и лежал камень, и он сидел, погружённый в мысли о том, что труд его был не напрасен. Ничто не менялось вокруг. Сегодня было то, что вчера. Завтра будет то, что сегодня.
(4) У него отекли ноги и онемела спина. Ему стало казаться, что если он ещё немного так посидит, то и сам превратиться в камень
Он встал и полез на гору. Он вытащил щепочку, и камень с шумом покатился вниз, а он бежал за ним, прыгая с уступа на уступ и чувствуя прилив новых сил.
У подножия горы он догнал камень и остановил его.
(5) Потом поплевал на руки и покатил камень вверх, к вершине горы...
Ответ: __________________

4. Почему в рассказе Ф.Кривина Сизиф был доволен собой, когда камень удалось удержать на вершине? Выпишите из текста слова, которые служат ответом на этот вопрос.
Ответ: __________________

5. Почему в рассказе Ф.Кривина Сизиф вытащил щепку из-под камня? Отметьте один ответ, который лучше всего это объясняет.
1) он мог сам превратиться в камень
2) ему стало ясно, что невозможно что-либо изменить
3) ему надоело, что ничего не меняется вокруг
4) он почувствовал прилив новых сил

6. В конце рассказа Ф.Кривина Сизиф возвращается к прежней тяжёлой работе. Какие слова в тексте показывают, что его отношение к этой работе изменилось? Выпишите из текста эти слова.
Ответ: _______________

7.Какую мысль, по вашему мнению, хотел выразить Ф.Кривин в своей версии истории о Сизифе?
Ответ: ______________

Проверяем себя
А теперь проверьте свои ответы на каждое задание. Наш комментарий к заданию поможет вам понять, почему правильный ответ именно такой.

Задание 1
1 балл - Выбран ответ 2, другие ответы не выбраны 
0 баллов - Выбран любой другой ответ, ИЛИ ответ отсутствует

Комментарий. Именно наказание бессмысленным трудом стало главным в мифе о Сизифе, вошло во фразеологизмы, сохранившиеся до нашего времени. Выбор других ответов в этом задании говорит о том, что не вычитано главное или в миф добавлены посторонние смыслы. Например, мысль о том, что труд необходим каждому человеку, чужда самой древнегреческой культуре.

Задание 2
1 балл - Выбран ответ "нет", и в обосновании указано, что такова была воля богов (Сизиф осуждён вкатывать камень вечно), или что таковы законы мифа, или что в тексте сказано, что камень "каждый раз скатывается обратно вниз".

1 балл Примеры ответов

1. Нет. Боги придумали наказание и сделали это условие невыполнимым.
2. Нет. Потому что это было его наказание, и камень был запрограммирован на падение с вершины, пока срок наказания не истечёт.
3. Нет. Так как это противоречит условию: "вечно вкатывать на гору камень".
4. Нет. Это миф о наказании.

0 баллов В ответе даётся естественно-научное объяснение или объяснение на основе рассказа Ф.Кривина, ИЛИ ответ отсутствует.

Примеры ответов.
1. Да. Если его укрепить на горе.
2. Нет. Потому что закатывал его на гору, и если гора всегда под наклоном, то камень скатывается.
3. Да. так как это миф, а мифы являются вымыслом.
4. Нет. Потому что Сизиф взял щепочку и подложил под камень.

Комментарий. Вопрос, на первый взгляд, очень простой, ведь всё написано прямым текстом: "осуждён богами вечно вкатывать на гору камень, который, достигнув вершины, каждый раз скатывается обратно вниз". Однако очень многие подходят к мифу с научной позиции, оценивая вероятность движения камня с точки зрения силы тяжести, силы трения, рельефа местности, действий Сизифа и т.п. Другие же путают миф и рассказ, ведь в мифе не было никакой щепочки, да и сознание Сизифа было совершенно другим. Если вы прочитаете этот миф целиком, вы узнаете, что и в нём изворотливый и беспринципный Сизиф  хитрил, ему удавалось - и даже не один раз! - обмануть богов и сбежать на землю (но только получив разрешение одной из богинь подземного царства). "Щепочки" и "равнодействующие силы" в этой магической действительности не работали.

Задание 3
1 балл - Выбран ответ 1, другие ответы не выбраны
0 баллов Дан другой ответ, ИЛИ ответ отсутствует

Комментарий. Ответ на это задание показывает, видите ли вы, где писатель придерживается известной истории, а где начинается новая история. Здесь пересказ классического сюжета уместился в двух первых предложениях.

Задание 4.
1 балл - Выписаны слова "Труд его был не напрасен"
0 баллов - Дан другой ответ, ИЛИ ответ отсутствует

Комментарий. В 4, 5 и 6-м заданиях вам пригодится опыт работы с художественными текстами на уроках литературы. Для начала вам нужно понять чувства этого нового, придуманного Ф.Кривиным Сизифа, связать сообщение "был доволен собой" и объяснение этому - "труд его был не напрасен". Этифрагменты находятся рядом, поэтому задание считается нетрудным.

Задание 5
1 балл - Выбран ответ 3, другие ответы не выбраны
0 баллов - Дан другой ответ, ИЛИ ответ отсутствует
 
Комментарий. Здесь вам тоже нужно связать разные предложения, объяснив поступок героя. Но прямых указаний автор тут не даёт. Некоторые понимают метафору "сам превратился в камень" буквально и выбирают ответ "он мог сам превратиться в камень", хотя в тексте сказано, что это герою только казалось. Выбор последнего ответа "он почувствовал прилив новых сил" говорит о том, что отвечающему не удалось разобраться, что произошло сначала, а что потом. Сначала Сизиф дал камню скатиться, а уже затем ощутил в себе силы вновь взяться за работу, но это уже было его собственное решение. Чтобы избежать таких ошибок, нужно перечитать текст, а не отвечать по памяти. А вот ответ "ему стало ясно, что невозможно что-либо изменить" - пример неверной интерпретации, которая показывает прямо противоположное понимание рассказа. В этом случае поступок Сизифа - жест безысходности, безвольного подчинения наказанию. Такой герой не почувствует прилива новых сил, не побежит прыжками с уступа на уступ.

Задание 6

 1 балл - Выписаны слова "чувствуя прилив новых сил", в дополнение (при условии, что выписаны слова "чувствуя прилив новых сил") могут быть приведены слова "прыгая с уступа на уступ", "поплевав на руки"

0 баллов - Дан другой ответ, ИЛИ ответ отсутствует

Комментарий. Все эти слова показывают перемену состояния героя.

Задание 7 
2 балла  - В ответе указано, что даже тяжёлый труд лучше, чем полное бездействие, или что человек не может существовать без дела, или что человек может сам придать смысл своей деятельности.

Примеры ответов.
1. Автор хотел выразить мысль, что без работы будет неинтересно жить.
2. Так мучительно делать что-то зазря, но и сидеть без дела ещё хуже.
3. Работа Сизифа достаточно изнурительная и бесполезная, но какой бы она ни была, просто сидеть и ничего не делать куда хуже.
4. Человеку необходим труд. Даже напрасный. Любому человеку необходимо трудиться, чтобы почувствовать вкус жизни.

1 балл - В ответ говорится только о необходимости или полезности труда, но не говорится о его смысле для самого человека, нет сопоставления с полным бездействием.
Примеры ответов.
1. Надо трудиться.
2. Феликс Кривин хотел сказать, что любой труд нужен, каким бы он ни был. Всегда надо трудиться и работать.
3. Труд - очень важное занятие.
4. Труд полезен для людей.
5. Автор хотел сказать, что любой труд не напрасен.

0 баллов - дан другой ответ, ИЛИ ответ отсутствует

Комментарий. Будучи несвободным, подвергнутым тяжёлому наказанию, Сизиф делает себя свободным. Сам ставит себе задачу, которую хочет выполнить,  тем самым даёт смысл своей бессмысленной работе. Феликс Кривин далёк от поучений о пользе труда, именно поэтому он показывает пример труда самого бесполезного. Но в то же время он говорит о том, что человек не может жить без дела, и мифологический сюжет переосмысляется. В сравнении с бездействием бессмысленный труд - не самое тяжкое наказание. И саму бессмысленность работы человек может изменить, придав ей собственный смысл своим свободным решением.

Учимся оценивать

Ниже даны ответы ваших сверстников. Внимательно перечитайте задания и критерии их оценивания. Сравните свои оценки и оценки учителей-экспертов в разделе "Ответы к разделу "Учимся оценивать"".

2. Мог ли камень не скатиться с вершины горы в мифе о Сизифе? Дайте ответ "Да" или "Нет" и объясните его.

Критерии оценивания. Выбран ответ "Нет" и в обосновании указано, что такова была воля богов (Сизиф осуждён вкатывать камень вечно), или таковы законы мифа, или в тексте сказано, что камень "каждый раз скатывается обратно вниз".

Поставьте цифру 1 напротив всех ответов, за которые вы поставили бы 1 балл.

Нет. Потому что у каждой горы есть склон, а ровной поверхности нет.

Да. Мог, если бы гора была с определённым рельефом.

Нет, не мог. Это было наказание богов, и потому работало бы оно идеально до скончания веков, каждый раз аставляя вновь и вновь выполнять утомительную, бесполезную работу.

Нет. Потому что на вершине горы не было свободного места, чтобы поставить камень.

Да. Но Сизиф не мог сидеть без дела, и он сам решил скинуть камень с вершины.

Да. Если бы он не сдавался и работал усерднее.

Да. Если бы он туда не закатывал.

Нет. Так как миф построен на этом факте.

7. Какую мысль, по вашему мнению, хотел выразить Ф.Кривин в своей версии истории о Сизифе?

Критерии оценивания. В ответе указано, что даже тяжёлый труд лучше, чем полное бездействие, или что человек не может существовать без дела, или что человек может сам придать смысл своей деятельности (2 балла). В ответе говорится только о необходимости и полезности труда, но не говорится о его смысле для самого человека, нет сопоставления с полным бездействием (1 балл).  

Поставьте цифру 2 напротив всех ответов, за которые вы поставили бы 2 балла, и цифру 1 напротив всех ответов, за которые вы поставили бы 1 балл.

Труд необходим любому человеку.

Мысль заключается в том, что любой человек от неменяющейся обстановки будет чахнуть и рано или поздно начнёт чем-то заниматься, чтобы не остановиться в развитии.

Мысль заключается в том, что никогда не надо сдаваться и нужно пользоваться хитростью, а не грубой силой.

Может быть, нам хотели передать мысль, что человеку не нужно гордиться своей работой и оставливаться, ему нужно продвигаться дальше, даже если следующая работа будет такой же скучной и изнурительной, как и первая.

Ответы к заданиям рубрики "Учимся оценивать"

Задание 2

Нет. Потому что у каждой горы есть склон, а ровной поверхности нет.

Да. Мог, если бы гора была с определённым рельефом.

Нет, не мог. Это было наказание богов, и потому работало бы оно идеально до скончания веков, каждый раз заставляя вновь и вновь выполнять утомительную, бесполезную работу. - 2

Нет. Потому что на вершине горы не было свободного места, чтобы поставить камень.

Да. Но Сизиф не мог сидеть без дела, и он сам решил скинуть камень с вершины.

Да. Если бы он не сдавался и работал усерднее.

Да. Если бы он его туда не закатывал.

Нет. Так как миф построен на этом факте. - 1

Задание 7

Труд необходим любому человеку - 1

Мысль заключается в том, что любой человек от неменяющейся обстановки будет чахнуть и рано или поздно начнёт чем-то заниматься, чтобы не остановиться в развитии - 2

Мысль заключается в том, что никогда не надо сдаваться и нужно пользоваться хитростью, а не грубой силой.

Может быть, нам хотели передать мысль, что человеку не нужно гордиться своей работой и останавливаться, ему нужно продвигаться дальше, даже если следующая работа будет такой же скучной и изнурительной, как и первая.

Нужно всегда добиваться своей цели.

Не нужно хитрить.

Человек не может жить без дела. Даже самый бесполезный труд может зажечь в нас искру, которая впоследствии и будет стимулом жить. - 2.

Человек может сидеть на одном месте, выполняя одну и ту же скучную работу. Тогда он начинает искать новые пути, и работа приобретает другой смысл. - 2.

Что используем в работе:



Еще сообщение по данной теме: https://schoolbibl21mogilev.blogspot.com/2021/12/blog-post_21.html