Добрый день,
уважаемые наши читатели. Это сообщение скорее всего для моих
коллег-библиотекарей, а также для тех, кому будет интересно почитать о
профессии Библиотекарь в целом.
Последнее
время сталкиваюсь, именно сталкиваюсь, с работами Эдуарда Рубеновича Сукиасяна,
советского и российского библиотековеда, разработчика таблиц ББК, заслуженного
работника культуры РСФСР (1987), Кавалера Ордена Дружбы (2007).
Конечно,
я читала его статьи, книги и раньше. Сейчас же перечитывая его книгу «Библиотечная профессия. Кадры.
Беспрерывное образование», убеждаюсь в правоте выбранного для своей
библиотеки направления на дальнейшее развитие. Читаю и думаю о том, что очень
многое из написанного созвучно моим мыслям, только приходила я к этому в
течение всей своей «библиотечной» жизни.
Начнём пожалуй с эпиграфа: «Только мы, библиотекари, можем доказать обществу свою ценность, уникальность, незаменимость. Но для этого мы сами должны работать иначе, научиться уважать себя…» Э.Р.Сукиасян
Читать дальше
«Будь искренен и
честен»:
В этой главе Эдуард Рубенович рассказывает о 5 законах библиотечной науки,
которые сформулировал ещё в 1931 году индийский учёный Шиали Рамамрита
Ранганатану.
1. Книги – для использования.
2. Каждому читателю – его книги.
3. Каждой книге – её читателя.
4. Берегите время читателя.
5. Библиотека – растущий организм.
Жизнь
библиотеки начинается с читателя, «с беседы, подводящей к необходимости
обращения к книгам». «Хороший
специалист, читая новую книгу, думает о том, как, какими словами он будет
рассказывать о ней своим читателям. В первую очередь он вспоминает тех, которым
нужна эта книга».
Итак, книги –
для использования. «Если движения фонда нет и большая часть книг
не выдается читателям, нужно сначала проанализировать ситуацию Может быть, в
фонде много никому не нужной литературы. Несколько выставок с использованием
специально подобранных (не выдаваемых ранее) изданий могут помочь библиотекарю.
Возможно, эти книги найдут своего читателя. Может быть, результат будет
обратным. Но выводы оказываются одинаковыми - виноват библиотекарь. В первом
случае он забыл об этих книгах, во втором - скомплектовал фонд и хранил
издания, нарушая второй и третий законы. Нет
большей радости и удовлетворения для истинного специалиста, чем «опустошение
книжных полок» читателями, особенно в тех случаях, когда речь идет о
выставках. Ведь это значит, что угадана тема, правильно определен читательский
интерес, хорошо подобрана литература».
«В конце своей долгой жизни Ш. Р. Ранганатан
сформулировал заповеди, которым он следовал сам и которые считал полезными для
библиотекаря. Приведем в заключение этот перечень. Каждый найдет в нем что-то
интересное для себя. «Будь искренен и честен. В одно время делай одно дело.
Будь строг, пунктуален. Развивай аналитический ум. Анализируй проблемы в разных
аспектах. Будь доволен сделанным. Будь экономным. Не теряй самообладания. Будь
правдивым и скромным. Цени юмор и доброту. Помни, что главные враги — это
болтовня и сплетня. Работай с удовольствием!»»
«Восток и Запад:
библиотечное сознание в эпоху перемен»:
О
переменах в библиотечном деле. «Думают так: библиотекари сегодня работают
хорошо, получают меньше других. Пусть сначала наведут порядок, повысят
зарплату, обеспечат книгами (стеллажами, еще лучше готовыми каталогами и пр.).
И пусть дают четкие конкретные указания: что делать, как делать, сколько.
Задачи ставить мы и сами умеем, теория нам не нужна.
Эта несколько
грубая гиперболизированная иллюстрация отражает наше сегодняшнее сознание. Уточним: массовое библиотечное сознание,
так как и в нашем обществе есть не совсем такие библиотекари и совсем не такие
есть думающие, инициативные, ищущие, благодаря которым все мы еще не ликвидированы обществом за
ненадобностью».
«Учиться
мастерству смолоду»: «Когда человек
становится библиотекарем? Имеются в виду не диплом или трудовая книжка. В
учебных заведениях «учат на библиотекаря», а в библиотеках занимают
соответствующие должности».
Лишь одна черта определяет судьбу библиотекаря –
любовь к библиотеке, установка на библиотечную профессию.
«О профессии и
профессионализме библиотекаря»: здесь же Э.Р. ссылается на Э.А.Рабина, известного библиотечного
специалиста :
«Все в
библиотеке — от распорядка дня до любой внутренней технической работы — должно
определяться в зависимости от правильно понятых интересов читателя, и все
именно с этой стороны должно расцениваться. Все должно быть проникнуто заботой
о читателе. Во всех видах технической работы количество всякого рода ошибок,
помимо других причин, безусловно, зависит от того, как эти ошибки расцениваются
библиотекарем с точки зрения интересов читателей».
«Мы сами виноваты в том, что в обществе
профессия библиотекаря не пользуется уважением. Так получилось: отдельных,
некоторых библиотекарей уважают, любят, с их мнением считаются, приходят в часы
их работы. Но профессия в целом свой авторитет потеряла. Так ведь давно уже
никто не требует от нас «упорства в изучении наук»: что знаем — с тем и
работаем. Не секрет ведь, что среди нас
пока еще много не просто ленивых и беспомощных, но вредных, готовых
поиздеваться над читателями. Мы не можем очиститься, освободиться от тех, кому
здесь не нравится работать, кому библиотека (и читатели) в тягость а ведь
только так удалось бы поднять авторитет библиотеки и престиж профессии».
«Профессионально значима для библиотекаря его
коммуникативная культура. Умение говорить, рассказывать, побуждать к чтению, а
иногда и убеждать читателя так же важно, как и умение поддержать беседу, вести
диалог, просто слушать, смотреть в глаза собеседнику и в то же время
контролировать ситуацию в помещении. Не всем это удается: нужно желание и
старание. Библиотекари должны владеть основами социальной психологии и общей
психологии, приближенной к потребностям библиотечной практики».
«Библиотекарь 21
века: новые реалии – новые требования»: «…прежде
всего, за счет расширения границ «библиотечного познания». Придется выходить на
мировые информационные ресурсы, а это значит — уметь работать с OCLC,
электронными базами данных за рубежом, знать их «инструментарий» системы
классификации и предметизации. Иностранный язык, прежде всего английский,
станет рабочим, применяемым в повседневной практике. Компьютер будет столь же
необходимым «приложением» к библиотекарю, как телефон и авторучка.
…
«Наша профессия»:
«Сотни лет в библиотеках происходит
естественный отбор: люди приходят и уходят, но некоторые остаются. Об ушедших
мы часто даже не вспоминаем. Украшают нашу библиотечную повседневность те,
которые отдали библиотеке годы и десятилетия своей жизни, стали
профессионалами, мастерами своего дела. К ним всегда тянутся читатели — для
каждого находится не только книга, но и доброе слово. Приходится иногда брать
на себя функции священника или психоаналитика, но чаще библиотекарь оказывается
добрым советчиком во всех делах. Библиотекарю доверяют!
Стройте свою библиотеку вместе с читателями, советуясь с ними. Вы пришли в библиотеку и
оказались в мире традиций и установок. Кажется, так было всегда. Вы часто
встретитесь с фразой: «У нас так не принято». Постарайтесь понять, почему часто
принято так, как не всегда удобно
читателям. Вы заметите сами, что многие правила удобны для библиотекарей и,
мягко говоря, не совсем — для читателей. Например, в читальный зал заходить со
своими книгами нельзя. Почему нельзя взять книгу из отдела абонемента и
позаниматься с ней в зале? Почему в каждом отделе надо записываться? Почему
учебником по иностранному языку, который будет нужен несколько месяцев,
разрешено пользоваться только две недели, как книгой для чтения? Эти и многие
другие «почему» должны вас заставить задуматься. Придется заняться
самообразованием. Не пройдет и недели, как вы почувствуете, что многие читатели
сумели обойти вас в своем образовании, начитанности. Да и любознательности им
не занимать! Средний библиотекарь
придумает для себя оправдание. Настоящий, желающий стать профессионалом,
будет исходить из того, что он должен, как минимум, быть на уровне интеллекта
своих читателей, еще лучше — опережать их. Это сложно: надо много читать и
запоминать, вырабатывать у себя особые профессиональные навыки, помнить не
только «что», но и «где», в каком журнале, кто был автором...
Библиотекарь, который вооружен знаниями, не станет называть свою профессию «скромной» или «незаметной», так как это мнение — великая, но, увы, распространенная ошибка. Настоящий библиотекарь знает, что без библиотек, являющихся фундаментом культуры, развитие цивилизованного человечества просто остановилось бы. Ни образование, ни здравоохранение, не говоря уж о хозяйстве, технологии, природопользовании не могли бы развиваться. Можно представить себе учителя или врача, остановившегося в своем образовании? Книги, все то, что мы называем информацией, в широком смысле слова, нужны всем. Профессия наша, как и дело, которому мы служим, — одна из самых необходимых. Если, конечно, не ограничиваться «записыванием выданных книг»..! Работать профессионально — значит владеть алгоритмами решения любой сложной задачи, знать, куда посмотреть, как вести читателя (и делать это незаметно для него).»
Ещё больше, при желании, вы можете почитать перейдя по ссылке: http://library.lgaki.info:404/78%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/%D0%A1%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D1%81%D1%8F%D0%BD%20%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F.pdf