ЦИТАТА МЕСЯЦА

Чтение художественной литературы расширяет границы личного опыта, позволяет перечувствовать, увидеть созданные воображением писателей картины будущего.

Ярлыки

пятница, 23 апреля 2021 г.

ЦИКЛ «СТИХИ О ДОЧЕРИ». Наталья Александровна Михальчук.

 Добрый день, уважаемые читатели. Представляем вам стихи Натальи Александровны Михальчук, мамы Кузьменковой Лизы из 1 "В" класса ГУО "Средняя школа № 21 г.Могилёва". 

Наталья Михальчук (Наталья Александровна Михальчук) – поэт, эссеист.



Родилась в 1979 году в г. Могилеве. С отличием окончила СШ №21 г. Могилева, Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова. Работает доцентом кафедры общего и славянского языкознания МГУ имени А.А. Кулешова. Кандидат филологических наук.

Автор двух сборников поэзии и эссеистики “Коралловый ветер” (2014), “Нежность” (2015). Стихи печатались в журналах и газетах: “Маладосць”, “Нёман”, “Рэспубліка”, “Знамя юности”, московской газете “Литература”, “Могилевские ведомости», «Могилевская правда»; в альманахах и коллективных сборниках.

Руководитель творческого объединения “Натхненне” в Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова.

Читать дальше

Член Союза писателей Беларуси.

<ЦИКЛ «СТИХИ О ДОЧЕРИ».

Посвящается моей доченьке Лизе Кузьменковой

ЛИЗЕ
 
Луковичкой – русая головка.
Улыбнись, чтоб отступила вьюга.
Ты пойми, шалунья-чернобровка,
Не прожить с тобой нам друг без друга.
Эта мысль пришла светло и просто,
Как мое открытье и признанье.
И теперь звенит морозный воздух
Ложкой о хрусталь, легко дыханье.
Божьим даром, ожиданьем поздним –
Зернышко оставили в ладонях…
… Вечер. С медом чай. А где-то – звезды
В колыбель глядят с небес бездонных.
Мы с тобою, словно звезды, тоже,
С Малою Медведицей Большая.
Друг на друга трепетом похожи,
Свет любви небесной разливаем.
Неуклюже, ласково, устало
Жмется к теплой маме «медвежонок».
Чтобы мягче меда сердце стало
Мамы, – улыбается спросонок…
2014
***
 
В ожиданье застыли –
Не летели денечки.
Не мечтала о сыне,
А молилась о дочке.
 
Чтобы с моими глазами
И смеялись мы с ней бы.
Добрый доктор казался
Мне архангелом с неба.
 
Нас зима привечала,
Посылала метели.
А родные встречали,
И глаза их – теплели.
 
Шустрый солнечный зайчик,
Миру бренному рада.
Оттого редко плачешь,
Моя жизнь и отрада.
 
Свет небес разливая,
Воскрешаешь из боли.
Знаешь, горесть любая
По плечу мне с тобою.
 
Знаешь, муку любую
Растворю, пригорюнясь,
Лишь тебя поцелую,
Лишь тобой залюбуюсь.
 
2014
 
 
* * *
А мы с тобою ждем весны,
Мой птах родной.
Не вижу в том моей вины,
Что дождь – стеной…
 
И глазки у тебя мои,
И стать – моя.
Ты любишь солнце и стихи
Совсем, как я.
 
Накупим книжек в сентябре
Штук, верно, сто.
Кому – Набоков и Рабле,
Кому – Барто.
 
Мы перестанем их читать,
Когда зима
Пройдет, и станет украшать
Сирень дома.
 
Нам зиму надо коротать
День ото дня.
Ты учишься ходить, мечтать,
Смеяться – я.
 
… И буду я смотреть на мир,
Что –  дивный сон,
Глазенками, которым мил
И чуден он.
 
2014
 
 
РЕПКА
 
Ты книгочей и мой двойник.
И больше всех на свете книг, –
А мы их любим крепко! –
Нам полюбилась «Репка».
 
Тебе всего-то полтора,
Но сказку просишь повторять
И знаешь назубок слова,
Хоть кто-то верит нам едва.
 
У нас на них обиды нет:
Там не растет в семье поэт,
Не вызолотит им рассвет  
Лучистый свет из прошлых лет.
 
…А птах мой пить взахлеб готов
Душистый мед старинных слов.
И мне подскажет наперед,
Что дедка – бабку позовет.
 
2015

СВЕТ И ТЬМА
 
…А птах мой подпевает чайнику,
Из книжек – терем у него…
Откуда взяться тут отчаянью
И загрустить мне отчего?
 
До десяти считает бойко
В свои неполных полтора.
И знает дуб, сосну и елку,
И мы гулять пойдем с утра.
 
А кто-то с лютою тоскою
Сразился в этот самый миг
И с вражьей силой колдовскою.
А чей-то взгляд – ко тьме привык…
 
Заплакать горько с ними мне бы,
Но я не смею, потому
Что послан мне высокий жребий
И надо следовать ему.
 
2015
 
 
БОЛЕЗНЬ
 
Беспокойною ночкой
Свечкой мечешься жаркой.
Ненаглядный комочек,
Как же мне тебя жалко!
 
Ночкой страшною, темной
Я останусь с тобою,
С этой мукой бездонной –
В красном горлышке болью.
 
Поправляю касатке
Мятых простынь смятенье.
Отойти от кроватки –
Совершить преступленье.
 
Я тебя не оставлю
Ни на миг, ни на ночку.
Камень верить заставлю,
Что поправится дочка…
 
Посмотри – исцеленье:
Утра брезжит сиянье.
Луч зажжен – во спасенье.
И спокойно дыханье…
 
2015
 
 
 * * *
Живешь и не знаешь:
В тебе моя сила.
Ты слышишь, родная?
Я б крылья сложила,
 
Сто раз бы упала,
Но чудо-улыбка
Печаль разгоняла
В пути моем зыбком.
 
О искры-глазенки
Любимого цвета!
О лепет презвонкий
Рожденного Лета!
 
В мир Божий шажочек –
Беспомощно-милый.
И слабость, дружочек, –  
Моей станет силой.
 
2018
 
           
* * *
Мы с крохой моей поднимаемся в семь.
Хлопочет рассвет, осеняемый пеньем.
И спать нам уже неохота совсем,
И звоном кастрюль наполняется день мой.
 
Их мерный напев навевает покой.
Мы крохотный дом убираем влюбленно,
Как ветер сметает хозяйской рукой
Дорожную пыль недоспавшего клена.
 
Но просится детское сердце играть:
Там нас дожидается с мамою мальчик,
Там клевера бело-пунцовая рать,
Там песня небесной Любви – одуванчик.
 
Опять почтальонка махнет на лету,
Чтоб с нею в потоке прохлады прошлись мы.
А мы у нее – на хорошем счету:
Вручает нам лично газеты и письма.
 
Мы с дворником дружим. Он дочке моей
Волшебной прогулки что утро желает.
Потом, наблюдая с прищуром за ней,
Со светлым лицом тротуар подметает.
 
И вдоволь нам, правду сказать, волшебства:
Весь день с малышней по двору хороводим,
В карете – принцесса, а принца с ней – два.
Потом за рекой серебристой побродим.
 
Как Божии пташки, порхаем легко.
Готов стол и дом по велению неба.
Молочные реки текут день-деньской,
В колосьях томятся янтарики хлеба.
 
Рубинами слив полыхают сады,
И яблок огонь до зимы не сгорает.
И чаянья чьи-то, и чьи-то труды –
Во имя Любви материнского рая.
 
Живем на вершине высокой горы
И лучики звезд собираем в картонку.
Серебряные голоса детворы
Взмывают, как скрипки, пронзительно-тонко.
 
Привольно живем, словно ветер, прибой.
… Ни дня без тревог, но могу ли устать я,
Когда мне открыты, мой ангел, тобой
Врата неземного, небесного счастья?..
2015
 

Песенка.
 
Ты –  моя радость, лебедь моя белоснежная,
Тонкая, словно стебель цветочка вешнего.
В чепчике синем ты – колокольчик хрупкий,
В платьице белом – нежная, как голубка.
 
Среди трав и хвощей
Живет страшный Кощей,
Ловит деток, что ночью не спят.
Но повсюду в лесах
Алых звезд чудеса,
Чтоб в корзинках сверкать у ребят,
Чтоб вприпрыжку – с кочки на коченьку.
Баю-бай, моя доченька.
 
Ходит осень в парче –
Шаль лежит на плече,
В сарафане лимонном лето,
В подвенечном – зима,
Королева сама, –
Ждут улыбки твоей с рассветом.
Ушла темна ноченька –
Улыбнись, моя доченька.
 2015
 
* * *
 
Наверно, мне в жизни вступать пора
В светлую полосу.
Дышу неслышно, сную до утра:
В руках я звезду несу.
 
Звезда, что манила с неба, близка,
Я трепет ее ловлю.
И лучик тоненький – дочки рука
Ложится в ладонь мою.
 
Наслушаюсь пения я сверчка
На тысячу темных лет.
Беда ли, что в доме нет ночника?
Есть в спальне – маленький свет.
 
…Когда-нибудь и сам ты поймешь
В своей безучастной судьбе,
Какое счастье, сияние, дрожь –
Думать не о себе.
 
2015
         
 
              * * *
 
До последнего вздоха
Полон короб терпенья,
Чтоб росла моя кроха –
Радость и загляденье.
Чтоб не только косою,
Белым ликом светлела,
А небесной красою
Душу всякую грела.
Материнские слезы –
До земного предела,
Чтоб прямою березой
И под ветром звенела…
 
2015